Элементы и обустройства автомобильных дорог

Комплекс дорожных устройств должен быть органической частью общего промышленно-транспортного комплекса узла. Все сооружения дороги можно разделить на основные и вспомогательные, которые в свою очередь, делятся на непосредственно и косвенно связанные с движением.

Основные, непосредственно связанные с движением устройства, — это земляное полотно, дорожная одежда, путепроводы, мосты.

Косвенно связаны с движением водоотводные и регуляционные сооружения.

Все они являются неотъемлемой частью каждой дороги. Без них автомобильная дорога нормально работать не может.

К вспомогательным сооружениям, непосредственно связанным с движением, относятся устройства связи, Ремонтные мастерские, заправочные станции.

Косвенно связаны с Движением лесонасаждения, здания ремонтной службы и т. п. Состав вспомогательных сооружений, их мощность зависят от назначения и категории дороги. Трассой дороги называется ее ось, проложенная по поверхности земли.

Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом трассы, на вертикальную, проведенную по продольной оси дороги, — ее продольным профилем. И план, и профиль состоят из прямых участков и кривых.

Самой короткой трассой является воздушная прямая между начальным и конечным пунктами, но различного рода препятствия заставляют отклоняться от нее. В плане дорога состоит из прямых участков, круговых и переходных кривых. Прямой участок характеризуется длиной и румбом направления.

Изменение направления трассы определяется углом поворота.

Углы поворота на плане нумеруются.

Для плавности движения на поворотах трассы устраиваются круговые кривые, которые характеризуются радиусами, тангенсами, длиной кривой, биссектрисой и домером.

Все эти параметры заносятся в специальную ведомость прямых и кривых, являющуюся приложением к плану трассы. В месте перехода прямой в круговую кривую радиус мгновенно меняется от бесконечности (на прямой) до конечной величины.

Поворотные колеса автомобиля медленно меняют угол поворота при входе на кривую, описывая траекторию переменного радиуса.